Ватикан оправдывает свою позицию в отношении Холокоста

Однако рассекреченные документы вызывают сомнение

Вопрос об отношении Ватикана к Холокосту, к массовому уничтожению евреев в годы Второй мировой войны, уже в течение многих десятилетий является предметом острых споров и дискуссий между многими представителями католической церкви, утверждающими, что она невиновна в гибели миллионов евреев в нацистских лагерях смерти, и демократическими, прежде всего международными еврейскими кругами, которые, опираясь на исторические факты, открыто обвиняют Ватикан в пособничестве нацистам. Однако его сторонники ссылаются на открытое осуждение видными представителями католической церкви антисемитизма.

Так, в нацистской Германии архиепископ Мюнхена и Фрейзинга открыто выступал против антисемитизма, его проповеди на тему: "Еврейство, христианство, германство", прочитанные в Мюнхене в 1933 году во время рождественского поста, были расценены нацистами как защита евреев. В 1937 году кардинал фон Фаульбахер участвовал в подготовке энциклики папы Пия XI (Акилле Ратти) "Mit brennender Sorge" ("С великой тревогой"), в которой энергично осуждался расизм. Поскольку в Германии невозможно стало высказывать положительное отношение к евреям, антифашисты-католики печатали свои статьи в журналах, выходивших за пределами Германии.

Известный философ и теолог Р.Гвардини, выступавший против антисемитизма, опубликовал в 1933 году статью "Христиане перед лицом расизма". Журнал "Эрфюллунг", издававшийся в Австрии архиепископом Й.Эстеррэйхером, активно боролся против антисемитизма в Германии и Австрии. Журнал, в частности, публиковал доброжелательную информацию об иудаизме и сионистских чаяниях. После захвата Австрии Германией в 1938 году Й.Эстеррайхер вынужден был бежать в США, где основал Институт иудео-христианских исследований при университете Сетон-Холл. Среди известных католиков, самоотверженно помогавших преследуемым евреям, выделялась Гертруда Люкнер, арестованная нацистами и отправленная в концлагерь.

Антисемитская политика гитлеровского руководства побудила папу Пия XI издать в марте 1937 года энциклику "Mit brennender Sorge", в которой он отверг, как противоречащие христианской вере, мифы о "расе" и "крови". Однако он не счел нужным упомянуть в ней антисемитизм и не подверг его критике. Антисемитизм не был упомянут и в заявлении Римской конгрегации семинарий и университетов, опубликованном 13 апреля 1938 года, объявлявшем ложным ряд нацистских доктрин. По некоторым сведениям, Пий XI в публичном выступлении 7 сентября 1938 года осудил участие католиков в антисемитском движении, заявив при этом, что христиане - духовные потомки патриарха Авраама и являются "духовными семитами". Характерно, что, сообщая об этом выступлении папы, итальянские газеты опустили эти слова.

Весной 1939 года на папский престол под именем Пия XII взошел кардинал Эудженио Пачелли, понтификат которого продолжался до 1945 года. Он в течение 12 лет был нунцием (папским послом) в Германии и поддерживал связи с видными германскими кругами, настроенными антисемитски, до избрания папой он был государственным секретарем Ватикана. Пий XII ограничился осторожными заявлениями о симпатиях к жертвам несправедливости и призывами к более гуманному ведению войны.

Но ставшие известными еще во время Второй мировой войны факты полностью опровергают утверждения Ватикана, что ему ничего не было известно о гитлеровском геноциде в отношении евреев. Начиная с 1942 года, Ватикан получал отчеты об уничтожении евреев в концентрационных лагерях. Президент США Франклин Рузвельт в июле 1942 года, уже после принятия в Ванзее в январе 1942 года гитлеровского плана "окончательного решения еврейского вопроса", обратил внимание папы на то, что молчание по поводу истребления евреев может нанести Ватикану моральный урон и иметь для него печальные последствия. В январе 1943 года, когда полным ходом шло уничтожение польских евреев, президент польского правительства в изгнании - в Лондоне - Владислав Рачкевич призвал папу осудить нацистский террор в Польше и оказать помощь преследуемым евреям. В Германии берлинский епископ дважды просил папу выступить с публичным обращением в пользу евреев. Но тот занял позицию нейтралитета, так и не осудив открыто уничтожение нацистами европейского еврейства, за что в самых различных кругах подвергался критике.

После окончания Второй мировой войны отношение католической церкви к евреям стало объектом резкой критики. Известное влияние на позицию церкви оказала деятельность французского историка Жюля Изака (1877-1963). Он был главным инспектором по преподаванию истории во французском министерстве просвещения, занимался причинами Первой мировой войны и проблемами возникновения и распространения социальных предрассудков. Нацистские преследования, гибель семьи и друзей нанесли Изаку психологическую травму: после Второй мировой войны он занимается проблемами христианского антисемитизма. Изак был основателем французского общества иудео-христианской дружбы и членом его исполнительного комитета.

Усилия Изака оказали значительное воздействие на формирование декларации Вселенского Ватиканского собора (1965) об изменении отношения католицизма к евреям. В работах "Иисус и Израиль" (1948), "Происхождение антисемитизма" (1956), "Обучение презрению" (1962) Изак показал, что католическая церковь сознательно воспитывала массы верующих в духе "антисемитизма", выдвигая доктрину презрения, трактовавшую евреев как "народ-богоубийца", а также поощряла дискриминационные законы против евреев.

Под влиянием Изака католические катехизисы и учебники стали подвергать пересмотру. Из них стали изымать антиеврейские высказывания. Этот процесс, начавшийся еще при Пие XII, особенно усилился при папе Иоанне XXIII (1958-1963), который сменил скончавшегося в 1958 году Пия XII.

Как раз в последний год понтификата Иоанна XXIII крайне обострился вопрос об отношении католической церкви, особенно Пия XII к нацизму и к уничтожению евреев. В 1963 году немецкий драматург Рольф Хоххут поставил пьесу "Наместник", в которой Пий XII открыто обвинялся в сознательном игнорировании уничтожения нацистами миллионов евреев. Рольф Хоххут прямо обвинил Пия XII в самом непосредственном сотрудничестве с гитлеровским правительством. Разумеется, эта пьеса, имевшая большой успех в кругах демократической общественности, вызвала негодование в Ватикане. Спустя ряд лет, в сентябре 1999 года английский историк Джон Корнуэлл издал книгу "Папа-гитлеровец. Секретная история Пия XII". Английский историк утверждал, что Пий XII был антисемитом, поклонником Гитлера и поэтому сознательно "не замечал" уничтожения евреев. Джон Корнуэлл неоднократно задавал вопрос, что если "верить Пию XII, что он не мог открыто выступить в защиту евреев, то почему после войны он не сказал об этом, не принес извинения евреям и не объявил причины своего молчания". В ответ представители Ватикана заявили, что Пий XII якобы воздерживался от публичных обвинений в адрес Гитлера из опасения, что такая позиция приведет лишь к ухудшению положения евреев и тех католиков, которые их поддерживали.

В целях выяснения истинной роли Ватикана в годы Второй мировой войны международный еврейский комитет межконфессиональных консультаций, созданный в 1965 году для налаживания диалога иудеев с другими конфессиями, и комиссия Святого престола по религиозным связям приняла после длительных переговоров решение о создании совместной экспертной комиссии (Международный еврейский комитет по межконфессиональным консультациям включает представителей Американского еврейского конгресса, Антидиффамационной лиги, а также консервативных и реформистских направлений иудаизма). Работе комиссии предшествовал визит тогдашнего главы католической церкви в Израиль в 1964 году. Но сохраняющиеся сложные проблемы между католиками и евреями не позволили Павлу VI встретиться с израильским руководством, и он ограничился лишь посещением христианских святынь.

В начале 2000 года совместная комиссия еврейских и католических историков приступила к изучению архивов Ватикана, относящихся к периоду Второй мировой войны. Прежде всего, в центре внимания историков находился вопрос: как реагировала верхушка Ватикана и рядовые священники на преследование евреев. Но Пий XII продолжал молчать. Вопреки опасениям нацистов, он не нарушил молчания и во время облавы на евреев Рима, в результате которой одна тысяча евреев - главным образом женщины и дети, были 18 октября 1943 года отправлены в Освенцим. Но в то же время с ведома и согласия папы около 4 тысяч евреев нашли убежище в монастырях и в зданиях католической церкви, а несколько десятков даже были спрятаны в самом Ватикане.

В сентябре 1944 года верховный раввин подмандатной Палестины И.Герцог обратился к Пию XII с просьбой побудить венгерских католиков выступить в защиту еврейского населения Венгрии. Однако многие видные иерархи католической церкви активно способствовали уничтожению евреев. Зловещую роль в этом сыграл, в частности, загребский архиепископ Степинац, один из главных идеологов созданного нацистами так называемого "Независимого государства Хорватия", возникшего в 1941 году на развалинах королевской Югославии, при поддержке Муссолини и Гитлера. Основатель этого "государства", так называемый "поглавник" ("вождь") Анте Павелич совершил против сербов, евреев, цыган чудовищные преступления. Тысячи евреев были уничтожены усташами - хорватскими фашистами. Вместе с тем имеются документальные свидетельства, что загребский архиепископ старался по мере сил предотвратить депортацию хорватских евреев в концентрационные лагеря. В нескольких случаях он помог евреям, когда в 1943 году приютил в епархиальном здании в Брезовице под Загребом несколько десятков человек, спасая их от депортации в Германию. Тем не менее, многие исследователи считают, что хорватская католическая церковь в целом поддерживала режим Анте Павелича, а слишком слабый протест Степинаца, по их мнению, не смог прекратить преследования евреев и сербов, и их погромы продолжались до падения режима Павелича. Степинац был арестован после войны и отдан под суд по обвинению в сотрудничестве с нацистами и пособничестве усташскому режиму. 11 октября 1946 года его приговорили к 16 годам заключения. Пять лет он провел в тюрьме, а в 1951 году маршал Тито сменил меру наказания на ссылку в село Красич, где он и умер 10 февраля 1960 года. Но характерно, что папа Пий XII, который не мог не знать о его позиции в годы войны, в январе 1953 года произвел его в кардиналы ("НГ-религии", 2 июля 2003 года).

Вместе с тем, поведение католических церковных властей в странах Восточной Европы, где антисемитизм имел глубокие корни, не было однозначным. Так в Словакии католический священник Йосеф Тито был в 1939-1945 гг. президентом марионеточного Словацкого государства и послушным орудием в руках нацистов, но епископат осуждал депортацию евреев как попрание человеческих и Божественных законов. А в Венгрии некоторые католические епископы протестовали перед властями против жестокого обращения с евреями, но вместе с тем чинили препятствия в выдачах свидетельств о крещении, обрекая тем самым евреев на гибель. В Польше многие монастыри, костелы, католические приюты укрыли значительную группу еврейских детей, часть из которых приняла христианство. Около 4 тысяч польских священников погибли в нацистских концлагерях за помощь, оказанную евреям.

Несколько иное положение было в оккупированных нацистами странах Западной Европы. Там выражение солидарности с евреями и оказание им помощи считалось проявлением патриотизма и сопротивления немцам. Самые высокие сановники церкви осудили антисемитизм нацистов. В Нидерландах, где католическая церковь уже в 1934 году запретила верующим присоединяться к местным нацистам, епископы в начале 1942 года публично выступили против депортации евреев, а в мае запретили католикам-полицейским принимать участие в облавах на евреев. В 1991 году находясь в Нидерландах, я в течение недели жил в Утрехте в доме одной семьи, которая в течение ряда лет укрывала группу евреев. После того как католический епископат открыто выступил против готовившейся депортации евреев, немецкие оккупационные власти отправили в Освенцим около ста евреев-католиков. Среди них были и бежавшая из Германии монахиня Эдит Штейн, и бывшая ассистентка известного философа Эдмунда Гуссерля, которая в апреле 1933 года вместе с другими немецкими интеллектуалами направила призыв к Папе Римскому поднять свой голос против Гитлера. В 1998 году она была канонизирована католической церковью.

В Северной Италии несколько тысяч евреев при содействии католического духовенства, особенно епископа Генуэзского, были укрыты среди местного населения. В Бельгии духовенство принимало активное участие в спасении евреев, прежде всего детей. Большую помощь евреям оказали прелаты католической церкви Франции. Среди них были архиепископ Тулузский Сальеж, епископ Марсельский Деле, священник Гласберг в Лионе и другие католические деятели. Среди спасенных католиками был еврейский мальчик Арон Лустигер, мать которого погибла в 1943 году в Освенциме, а отец спасся, каким-то образом бежал в неоккупированную зону Франции. Арон Люстигер скрывался в христианских семьях, а затем у одного католического священника. Спасаясь от нацистов, мальчик в возрасте 15 лет принял католическую веру, но продолжал находиться на нелегальном положении. Он блестяще окончил лицей Потье в Орлеане, а затем католический институт в Париже. В 1945 году принял сан священника. Его приходом был Парижский университет. В 1969-1979 гг. он - приходской священник в одном из парижских пригородов. В 1979 году стал архиепископом Орлеана, а в 1981 году - архиепископом Парижа. Ему было тогда 54 года. Это был самый молодой из всех бывших до него 139 архиепископов столицы Франции. В 1983 году стал кардиналом. Речь идет о Жане-Мари Люстиже - нынешнем главе католической церкви Франции, одном из самых уважаемых и достойных прелатов этой церкви, близком друге нынешнего папы Иоанна Павла II. В 1990 году, находясь в Париже, я имел честь встречаться с ним, и беседа с кардиналом произвела на меня неизгладимое впечатление.

Вместе с тем нельзя не признать, что католические церкви Австрии, Протектората Богемии и Моравии, Италии, Польши опасаясь, очевидно, репрессий гитлеровцев, открыто не выступали против антиеврейских деятелей нацистской Германии. Но митрополит украинской греко-католической церкви во Львове Андрей Шептицкий открыто осудил массовые убийства евреев и содействовал спасению некоторых из них.

В особом положении находилась католическая церковь Германии. Была определена разница между отношениями различных церквей к преследованию евреев в самой Германии и позицией, которую занимали те же церкви в оккупированных нацистами странах Европы. Католическая церковь Германии, которую, кстати, не очень жаловал гитлеровский режим, последовательно стараясь снискать расположение нацистов, подчеркивала ценность расы и расовой чистоты, признавала "растлевающее" влияние евреев на немецкий национальный характер и требовала очищения литературы, науки и искусства от "еврейского духа". Епархиальные канцелярии предоставляли в распоряжение властей сведения о вероисповедании предков своих прихожан. Во время массовых депортаций евреев из Германии епископат выступал в защиту лишь принявших христианство, а протесты против массовых истреблений сводились к туманным заявлениям, в которых слово "еврей" даже не упоминалось. Только берлинский священник Бернхард Лихтенберг осмелился публично молиться за евреев. В совместном пастырском послании немецких епископов (август 1943 г.) говорилось, что в праве на жизнь и свободу не следует отказывать даже "людям чужих рас и происхождения", однако такие заявления могли быть истолкованы как относящиеся к славянам. Неуверенность сановников католической церкви Германии в поддержке паствы, находившейся под сильным влиянием нацистской пропаганды, возможно, была одной из главных причин воздержания от публичного протеста против "окончательного решения еврейского вопроса". Небольшое число евреев скрывалось у священников и получало помощь от отдельных католиков.

По окончании войны высказывались мнения, что Ватикан мог бы спасти многих евреев, если бы заявил, что отлучит от церкви Гитлера, Геббельса и других ведущих нацистов, формально исповедовавших католичество. Эффективность такого предостережения продемонстрировал решительный протест епископата против плана "умерщвления из жалости" и энергичные демарши папских нунциев в Словакии, Венгрии и Румынии, которые угрожали пронацистским правительствам осуждением со стороны папы, в результате чего депортации евреев были на некоторое время приостановлены. Не подлежит сомнению, что своевременное выступление Ватикана против массовых убийств раскрыло бы миру глаза на истинное значение депортаций, хотя сомнительно, чтобы угроза отлучения от церкви или даже расторжение конкордата, заключенного Ватиканом с Германией в 1933 году, заставили Гитлера отказаться от истребления евреев.

В тот период часто высказывалась точка зрения, что, возможно, Ватикан опасался, что решительный протест против зверств нацистов и угроза отлучения от церкви приведут к массовому отпадению от церкви исполнителей "окончательного решения", или он не хотел рисковать своим нейтралитетом в войне, в которой католики воевали друг против друга. Как бы то ни было, во всяком случае, на всем протяжении войны глава Ватикана официально хранил молчание и не выступал с какими-либо антигитлеровскими заявлениями.

Безусловно, что на позицию Ватикана оказывало влияние опасение, что разгром гитлеровской Германии неизбежно приведет к усилению позиций коммунистов в Европе. В схватке двух международных коалиций - антигитлеровской и фашистской - подлинные симпатии Ватикана были на стороне нацистов, и ради ее победы над Советским Союзом папа готов был пожертвовать жизнью миллионов евреев. Главное было - не допустить Красную Армию в Восточную Европу и избежать усиления левых сил в Западной Европе. Боле того, в конце лета 1943 года секретарь Ватикана по иностранным делам заявил, что судьба Европы зависит от победы Германии на Восточном фронте, а в августе 1943 года папское представительство в Вашингтоне предостерегло государственный департамент США, что победа над Германией приведет к быстрому распространению коммунизма в Европе. Пий XII, всегда усматривавший главную опасность в русском большевизме, а не в германском национал-социализме, считал поэтому, что к Гитлеру следует относиться снисходительно. В принципе понять такую позицию можно. Массовые преследования верующих в России, в том числе и католиков (физическое уничтожение десятков тысяч священнослужителей), пропаганда воинствующего атеизма, закрытие многочисленных храмов и других религиозных учреждений, - все это не могло не беспокоить Ватикан.

Среди прелатов католической церкви, не разделявших отношение ее главы к евреям, особенно отличался кардинал Анджелло Ронкалли. В 1958 году он стал новым папой - Иоанном XXIII. Этот пост он занимал по 1963 год. Трудно определить, в какой мере он и другие нунции действовали самостоятельно или с ведома и по указанию Ватикана. Но уже в конце 1942 года Ватикан, очевидно, начал понимать, что победа союзников неизбежна. И в этих условиях, исходя из чисто прагматических соображений, Пий XII несколько раз намекал архиепископам Германии и Венгрии на желательность того, чтобы их выступления против истребления евреев стали известны мировой общественности.

Анджелло Ронкалли был папским нунцием в Турции и Греции с 1943 по 1944 год. Во время немецкой оккупации Греции прилагал большие усилия, чтобы воспрепятствовать депортации греческих евреев, а также ходатайствовать перед болгарским царем Борисом III за болгарских евреев и перед турецким правительством за евреев, бежавших в Турцию. Он также оказывал помощь евреям Словакии, Югославии, Венгрии, Италии и Франции. В 1944 году был назначен нунцием в Париж, а в 1953 году стал кардиналом и патриархом Венеции. Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения католической церкви к евреям. В 1959 году он распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы - например, выражение "коварные" применительно к евреям. В 1980 году Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям. Декларация, подготовленная при нем, была принята на 2-ом Ватиканском соборе в 1985 году, причем авторитет покойного папы сыграл в этом существенную роль.

Тем временем созданная Ватиканом и международными еврейскими организациями комиссия продолжала свою работу. Однако вскоре в работе комиссии возникли значительные трудности. Дело в том, что Ватикан не предоставил членам комиссии возможность доступа ко всем необходимым материалам, и в сентябре 2001 года евреи-члены совместной комиссии подали в отставку, и работа была временно прекращена. На Ватикан стали оказывать давление, чтобы он открыл свой архив и рассекретил все документы. С этим не мог не считаться Иоанн Павел II. С его именем связан значительный поворот в отношениях между католической церковью и евреями. С юных лет будущий папа - тогда Кароль Войтыла, не скрывал своих симпатий к евреям. Всю свою жизнь он был убежденным антифашистом. Среди друзей его молодости было немало евреев.

В апреле 1986 года папа Иоанн Павел II впервые посетил римскую синагогу, где беседовал с главным раввином Э.Тоаффом и президентом еврейской общины профессором Дж.Сабаном, который напомнил, что история римского еврейства восходит еще к дохристианским временам. Этот визит приветствовали как католические, так и еврейские лидеры, усматривая в нем знак личной заинтересованности папы в продолжении политики, направленной на преодоление тяжкого последствия во взаимоотношениях между католиками и евреями. Папа обращался с приветствиями к еврейским общинам в тех городах мира, которые он посещал, а также приветствовал еврейских деятелей, посещавших Ватикан. Он при этом неоднократно осуждал антисемитизм и говорил о страданиях, выпавших на долю евреев в годы Второй мировой войны. Он приводил множество примеров, когда католики спасали евреев в годы войны. Недавно Ватикан подтвердил факт спасения знаменитым итальянским кинорежиссером Витторио де Сика 300 евреев в годы нацистской оккупации Италии.

В 2000 году Иоанн Павел II посетил Израиль. Это был первый официальный визит главы Ватикана в еврейское государство.

В связи с созданием комиссии необходимо подчеркнуть, что годом раньше был опубликован документ Ватикана, в котором признавалась ответственность христиан за антисемитизм и преследование евреев. Именно на этом многие годы настаивала международная еврейская общественность. В своем послании "Мы помним размышления о Холокосте" Иоанн Павел II признавал, свидетелями уничтожения миллионов евреев были христианские народы, которым на протяжении века прививались антисемитские настроения". Папа римский решительно осудил действия тех христиан, чье молчание, безразличие на практике способствовали совершению нацистских преступлений в отношении евреев. Вместе с тем вину европейского католицизма Иоанн Павел II не распространил на всю католическую церковь, которую в те годы возглавлял Пий XII. Папа заявил: "Святая Римская церковь всегда выступала против антисемитизма и планов уничтожения еврейского народа, противоречащих Божественному проведению".

Судя по всему, папа сыграл важную роль в решении снять гриф секретности. Это было сделано 15 февраля 2003 года. Гриф секретности был снят с документов, относящихся к его отношениям с национал-социалистической Германией. В заявлении пресс-секретаря Ватикана Хоакина Наварро-Валса говорилось, что эти документы предназначены не для широкой публики, но станут достоянием исследователей. В заявлении Ватикана говорилось, что значительная часть документов, относящихся к 1931-1934 гг. погибла при бомбардировке Берлина и во время пожара во дворце апостольской миссии в 1945 году. В целом, однако, документы 1922-1939 гг. из Берлина дают детальное представление о взаимоотношениях святого престола и руководителей Гитлеровской Германии. Особый интерес представляют документы Пия XII, бывшего папским нунцием в Германии и заключившего в 1933 г. конкордат с Третьим Рейхом. Однако, несмотря на огромное давление, Ватикан так и не открыл свои архивы, относящиеся к периоду Второй мировой войны и представляющие наибольший интерес. Недавно автор этой статьи присутствовал на одной научной конференции в Риме и имел возможность встретиться с местными историками, которые были в курсе дела рассекреченных материалов. Из бесед с итальянскими учеными складывается впечатление, что гриф секретности был снят не со всех материалов, а лишь в тех, которые были выгодны Ватикану. Рассекреченные документы преследуют главную цель - доказать, что Ватикан и католические церкви не были безразличны и пассивны в отношении гитлеровской политики уничтожения евреев. Более того, выступали против такой политики. В качестве доказательства приводится депеша, которую в апреле 1933 года тогдашний государственный секретарь Ватикана Эудженио Пачелли, являвшийся в течение 12 лет папским нунцием в Германии, а затем папой Пием XII, направил послу Ватикана в Берлине кардиналу Чезаре Орсениго, в которой сообщалось, что руководители еврейской общины Италии обратились к тогдашнему папе Пию XI с просьбой обратить внимание гитлеровских властей на опасные последствия антиеврейских действий германских властей и выступить в защиту еврейского населения Германии. Эта депеша была составлена в достаточно осторожных выражениях. Ватикан, заключив конкордат с Германией, явно не желал портить отношения с Берлином. В 1943 году Пий XII не ответил на письмо берлинского архиепископа Конрада фон Прайзинга, в котором заклинал главу Ватикана содействовать спасению обреченных на смерть евреев, хотя он был информирован о совершаемых нацистами убийствах. В "секретном архиве" найден анонимный документ, датированный 1943 годом, полученный в Ватикане очевидно от его представителя в Берлине. В нем сообщалось о 4 миллионах евреев, уничтоженных в Польше, в частности в лагере смерти в Треблинке.

В этих условиях, очевидно, что не без давления союзников, в ноябре 1943 года Пий XII поручил кардиналу Чезаре Орсениго настаивать на встрече с Гитлером. Встреча состоялась, но Гитлер категорически отказался даже обсуждать еврейский вопрос. Ватикан, как явствует из опубликованных документов, считал, что любые выступления католической церкви в защиту евреев не только не остановят их массовое уничтожение, а, наоборот, только их ускорят. К тому же Ватикан опасался, что репрессии, учитывая антикатолические настроения Гитлера, могут затронуть и католиков.

Судя по всему, встреча с Гитлером преследовала цель зафиксировать для истории "стремление" Ватикана "помочь" евреям. Хотя документы из "секретного архива" ставят под сомнение ряд обвинений Ватикана в пособничестве гитлеровской Германии, рассекреченные документы, по мнению ряда историков, не дают четкого ответа на вопрос, каковы же были побудительные мотивы молчания Святого престола в отношении уничтожения евреев в годы Второй мировой войны.

В начале 2002 года лидеры еврейских и католических общин практически всех европейских стран собрались в Париже, чтобы обсудить проблемы взаимоотношений между членами обеих сторон и поблагодарить Иоанна Павла II за его "исторические жесты", а также обменяться мнениями по таким актуальным вопросам, как проблема европейского антисемитизма. Эта встреча, впервые проводившаяся на столь широкой основе, была организована по инициативе лидеров еврейской общины Франции, выразивших озабоченность в связи с новой волной антисемитизма в этой стране. "Нынешняя встреча между католиками и евреями - явление знаменательное", - отметил глава общины французских евреев Генри Хаджденберг, - "она означает, что противостояние между нашими религиями близится к завершению, и теперь мы можем начать диалог друг с другом, апеллируя не к эмоциям, но к необходимости создания одного лагеря, противостоящего негативным явлениям современного мира". Парижская встреча завершилась принятием итоговой декларации о сотрудничестве.

В настоящее время Всемирный еврейский конгресс, озабоченный ростом антисемитизма в Европе, добивается от католических епископов континента извинений по поводу молчания церкви во времена Холокоста. Глава конгресса Исраэль Зингер заявил о том, что в ходе его встречи с Иоанном Павлом II понтифик выразил одобрение по поводу такой идеи. В 1990-ые годы немецкие и французские священнослужители уже принесли свои извинения евреям за то, что Ватикан оказал помощь при их геноциде нацистскими властями.

Диалог и нормализация отношений между Ватиканом и евреями продолжается. Но вопрос о действиях Ватикана в годы Второй мировой войны еще требует тщательного исследования. Полностью картина станет ясной после того, как будут полностью рассекречены все архивы времен Второй мировой войны, прежде всего периода 1939-1945 гг. В настоящее же время нет возможности воссоздать подлинную историю того, каково было отношение Ватикана к массовому уничтожению евреев.

Яков Яковлевич Этингер, доктор исторических наук, профессор, почетный член ряда зарубежных академий