32-я Международная конференция Всемирного союза прогрессивного иудаизма, 30 июня - 5 июля 2005 года, Москва, Россия

В начале июля 2005 года в Москве состоялось событие, уникальное для еврейства России. Всемирный совет прогрессивного иудаизма (ВСПИ) организовал и провел в Москве Международную конференцию, в которой приняло участие свыше 400 лидеров общин, раввинов и общественных деятелей со всего мира.

Подобные конференции ВСПИ проводит раз в два года. Проведение конференции в Москве совпало с 15-летием деятельности ВСПИ в бывшем СССР и стало своеобразным подведением итогов работы реформистского движения.

Конференция торжественно стартовала 30 июня в 20.00 в Президент-отеле. Просторный зал с прозрачными стенами вместил свыше 500 человек. В составе 400 иностранных участников Конференции в Москву прибыли члены руководства прогрессивных еврейских движений, главы всех раввинистических семинарий, раввины, канторы, бизнесмены и общественные деятели. Раввин Майя Лейбович открыла Конференцию благословением, в котором поблагодарила Вс-вышнего за то, что с его помощью был поднят "железный занавес", отделявший евреев СССР от их собратьев. Далее состоялась торжественная церемония внесения флагов, символически представлявших делегации стран - участниц Конференции. Список официальных выступлений был внушителен. Собравшихся поздравили председатель попечительского совета ОРОСИР Новруз Мамедов, недавно избранный президент КЕРООР Аркадий Гайдамак, вице-спикер Совета Федерации Александр Тошин, посол Государства Израиль Аркадий Мил-Ман, посол США в Москве Александр Вершбоу (вспомнивший, что он сам выходец из еврейской реформистской среды), заместитель мэра Москвы Михаил Мень, зачитавший обращение мэра Москвы Юрия Лужкова, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей отец Всеволод Чаплин, передавший послание Патриарха Алексия Второго, в котором указывалось на необходимость единения прогрессивных евреев и православных перед лицом тех, которые, по его словам, "предлагают нам сегодня мир без Б-га".

Несмотря на обилие важных персон и серьезных выступлений, обстановка в зале царила вполне "либеральная": участники перемещались между рядами, негромко общались, а во время музыкальных пауз канторского ансамбля "Коль беседер" даже пытались пританцовывать.

На фоне большого количества официальных и серьезных речей часто запоминается удачная шутка. Одновременно с еврейским форумом в Президент-отеле проходил съезд делегатов Китайской Народной Республики. Глава Еврейского агентства в России Борис Мафцир был единственным, кто решил обыграть это редкое совпадение и удачно сымпровизировал в своем выступлении: "Увидев такое количество китайских лиц у входа в отель, я подумал, что все китайцы решили в массовом порядке пройти гиюр!" Еще г-н Борис Мафцир иронично отметил, что "эта Конференция - самое представительное по количеству еврейское собрание в России, после, конечно, Октябрьской революции".

Дорога в Москву

Раввин Йоэль Осеран, Израиль, Заместитель Президента ВСПИ:

…Одни могут утверждать, что дорога к Москве и этому историческому Конгрессу на самом деле началось весной 1988 года, когда раввин Ричард Гирш, в то время исполнительный директор ВСПИ, возглавил делегацию, посетившую Москву и Ленинград. Другие укажут на 1989 год, когда реформистский раввин из США Мейнард Белл встретился в Москве с российским еврейским активистом Зиновием Коганом и рассказал ему о современном еврейском религиозном движении, которое называется реформистский иудаизм. Третьи станут объяснять, что, вне всякого сомнения, дорога к Москве-2005 началась в мае 1990 года на 25-м международном конгрессе ВСПИ, когда мы стояли в синагоге Западного Лондона перед открытым Ковчегом Завета, приветствуя вступление московской общины Гинейни в ВСПИ и слушали, как Зиновий Коган читал по-русски Десять заповедей.

Пятнадцать лет назад в Лондоне, слушая звучание русского языка в синагоге, многие из нас чувствовали, что происходит что-то необыкновенное. Но кто из нас мог знать тогда, что через пятнадцать лет наше прогрессивное движение в СССР вырастет из одной гордой общины, названной "Гинейни" ("Вот я!"), в регионе, где либеральный иудаизм был совершенно не известен, где не было ни либеральных раввинов, ни учителей, ни академических институтов, ни школ, ни молодежной деятельности (лагерей и семинаров) - и станет серьезным религиозным выбором для еврейского населения с более чем 70 общинами, шестью раввинами - местными уроженцами, двумя Магистрами еврейского образования, с Махоном (Институтом современной иудаики), академической программой и почти 20 выпускниками, работающими в общинах, пятью детскими садами, множеством воскресных школ и одной еврейской ежедневной школой, с крупнейшим еврейским молодежным движением (Нецер Олами), с 1000 участников зимних и летних лагерей Нецера и огромным количеством культурных и образовательных программ и семинаров, обогащающих еврейскую жизнь по всему бывшему СССР?….

Из выступления на Конференции

Раввин Ричард Гирш, Израиль, почетный пожизненный президент ВСПИ:

Демографическая ситуация в еврейской общине по-прежнему тревожна. По нашим оценкам, численность так называемого расширенного еврейского населения стран СНГ составляет около 750 тыс. человек. Это население быстро стареет. Рождаемость катастрофически низка, а доля смешанных браков превышает 80 %. Хотя евреи в бывшем СССР все еще должны полагаться на зарубежные еврейские организации, они стремятся развивать свои собственные независимые учреждения и понемногу начинают приобретать местную поддержку своих программ и деятельности. Это требует от нас принятия подхода Рамбама - помочь им помочь самим себе. Несмотря на продолжающуюся (хоть и сниженными темпами) репатриацию, еврейство бывшего Советского Союза остается второй по размеру общиной в диаспоре (после США) и по-прежнему является крупнейшим реально возможным источником потенциальных репатриантов в Израиль…

Из выступления на Конференции

Глазами очевидцев

Стив Бреслауэр, США, секретарь исполнительного Комитета ВСПИ:

- Евреи каждой страны отличаются друг от друга. Евреи Израиля не похожи на евреев США, которые в свою очередь не похожи на евреев Аргентины, не похожих на евреев России. При этом все евреи мира одинаковы. У нас общее видение, общий идеал, мы вместе составляем одну большую мишпуху. Языковые различия здесь не могут играть решающей роли. Общины стран СНГ и Восточной Европы - молодые, сейчас они напряженно ищут свой путь развития, определяют свое видение будущего, у них все очень быстро меняется. Но они - уже часть общей мировой семьи.

- А что-то меняется в американском реформизме?

- Меняется постоянно. Сейчас мне 70 лет, и я помню, каким был реформизм, когда мне было 10-15 лет. У меня никогда не было Бар-Мицвы - потому что тогда в прогрессивном иудаизме США просто не существовало такой церемонии. В прошлом году я прошел Бар-Мицву вместе со своим внуком. Постоянные изменения - суть реформизма! Сейчас реформизм принимает многие традиции, которые он отбросил несколько десятилетий назад. И это, как ни странно, роднит американских и российских евреев - потому что мы вместе открываем заново богатство нашего наследия!

Яков Басин, председатель Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма, Беларусь:

- Мне кажется, что эта конференция должна стать вехой в истории развития движения прогрессивного иудаизма. На этой конференции очень явственно прозвучали важнейшие тезисы либерализма, и главный из них - равенство полов. Когда мы видим, как на сцену выходят раввины, канторы - и мужчины, и женщины - и принимают равное участие во всех ритуалах и действиях, это и есть главный триумф либерализма. Второй важный тезис: мы услышали, как молитвы поют на немецком, французском, английском (причем английском британском и американском), испанском, венгерском, голландском. Факт использования в молитвенной практике языков тех стран, где живут и молятся евреи, - тоже один из главных триумфов либерального движения. Третий тезис - тоже очень важный: наше движение в странах СНГ могло состояться только благодаря интернациональной помощи евреев всех стран - и материальной, и духовной, и организационной. Эти люди научили нас, как вести себя и как освоить основные принципы современного религиозного сознания.

Яркие события Конференции

В субботу утром, 2 июля, все участники Конференции прибыли в подмосковный пансионат Менделеево, привыкший к еврейским мероприятиям и, тем не менее, впервые увидевший собрание такого масштаба и такой географии: в 10 утра все 400 гостей из 25 стран собрались в актовом зале на общий шахарит. Служба велась на всех языках, носители которых сидели в зале: молитвы поочередно читались на английском, немецком, испанском, русском, французском, и это стало настоящим триумфом солидарности прогрессивных евреев всего мира! Каждое восхождение к Торе отражало веху развития прогрессивного движения в СНГ: алию поочередно совершали те, кто оказывал поддержку движению в странах СНГ на протяжении 15 лет.

Рабочие встречи и заседания Конференции проходили в форме мастерских одновременно в нескольких местах. За два дня были затронуты все важнейшие темы еврейской жизни в современном мире: встреча традиции с современным образом жизни, положение женщины в еврейском мире, семейные ценности и история еврейской семьи, связь диаспоры с Израилем, пути выхода из ближневосточного кризиса, заповеди успешного общинного строительства, молодежное движение, проблемы ассимиляции, будущее еврейских общин СНГ. Завершающий день работы Конференции, 4 июля, был посвящен более тесному знакомству участников с еврейской жизнью России. В частности, большая группа гостей отправилась в прогрессивную общину Тулы. В Туле при поддержке Фонда Генри Познера, местных спонсоров, КЕРООРа, а также множества членов еврейской диаспоры Тулы недавно выстроен общинный центр. В центре будут располагаться две синагоги (ортодоксальная и реформистская) и общинно-благотворительный центр "Хасдей Нешама". А в тот день в центре состоялась - впервые в истории тульской прогрессивной общины - церемония хупы, причем еврейским браком сочетались сразу две немолодые пары, общий семейный стаж которых составляет почти 60 лет!

Подводя итоги

О практическом результате работы Конференции говорить еще рано. Ее итог станет виден несколько месяцев спустя, когда начнут действовать в полную силу проекты и инициативы, о которых говорилось в течение этих дней. А говорилось, в частности, о следующем.

1. Всемирный союз представил участникам пилотный молодежный проект межрелигиозного диалога - инициативу, пропагандирующую религиозную терпимость и диалог культур. 45 участников - молодых представителей трех монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) - соберутся в Москве и в течение пяти дней будут работать над общими проектами. Эта инициатива поддержана Романом Силантьевым, исполнительным секретарем межрелигиозного Совета России.

2. В рамках Конференции ВСПИ объявило о подготовке русского издания обновленного "Современного комментария к Торе" раввина Гюнтера Плаута и представило отдельные выдержки из него. На сегодняшний день это самое фундаментальное издание современных комментариев к Торе, оно издано сотнями тысяч экземпляров, широко используется во всех реформистских общинах мира и служит мировым стандартом либерального еврейского понимания Торы. "Современный комментарий к Торе" также будет широко распространяться среди русскоязычных читателей по всему миру посредством Интернета.

3. Лидеры ВСПИ выступили со следующим заявлением, касающимся вышеназванных "болезней" общества:

"Всемирный союз прогрессивного иудаизма с чувством облегчения узнал о закрытии бессмысленного и злонамеренного следствия по поводу публикации одного из основных еврейских исторических текстов - Кицур Шульхан Арух. Однако инициировавшие его силы и симптомы все еще весьма зримо и активно представлены как в России, так и за ее пределами, все шире охватывая Европу и другие регионы. Хотя Прогрессивный иудаизм и не руководствуется этим расследуемым ныне текстом, он вместе со своими ортодоксальными братьями и сестрами решительно отвергает бредовую идею о том, что публикация этого текста может представлять уголовное преступление. Мы призываем российские власти начать расследование, которое было бы направлено на то, чтобы выявить источники, сеющие межрелигиозную рознь.